Слух малыша: есть ли проблемы?

Проблема диагностики тугоухости и глухоты была и остается актуальной как в медицинском, так и в социальном отношении.

 

Особое значение она имеет, когда речь идет о детях, так как от состояния слуха ребенка зависит формирование речи.

Существуют две формы нарушений слуха: кондуктивные и сенсоневральные.

При кондуктивных нарушениях внутреннее ухо ребенка функционирует нормально, а проблема возникает во внешнем или в среднем ухе и чаще всего носит временный характер, т.е. излечима. Причиной таких нарушений может быть, например, серная пробка. Дело в том, что у детей наружный слуховой проход очень узкий, и серная пробка может запросто блокировать путь звуку к барабанной перепонке. Другие причины — инородные тела в ухе, воспаление после купания, воспаление среднего уха и дефекты барабанной перепонки.

Сенсоневральные же нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха. И, к сожалению, данный тип нарушений носит необратимый характер. Причинами таких нарушений слуха могут быть наследственные заболевания, сопровождающиеся поражением слухового анализатора, вирусно-инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, применение во время вынашивания ребенка антибиотиков с ототоксическим действием, родовая травма, асфиксия новорожденного, недоношенность, детские вирусные и инфекционные заболевания (менингит, энцефалит, скарлатина, осложнения гриппа).

КАК ПРОВЕРИТЬ СЛУХ

К сожалению, не все роддома обладают необходимой аппаратурой для своевременной диагностики слуха новорожденных. И если Вашему малышу подобное исследование не проводили, а он входит в "группу риска" или у Вас появилось малейшее подозрение, — немедленно обратитесь к врачу — оториноларингологу, отологу или сурдологу, не дожидаясь положенного четырехмесячного возраста для визита к участковому ЛОРу.

Так как новорожденные дети не могут объективно ответить на вопрос "слышишь или нет?", им проводят специальный скрининговый анализ слуха. При этом в ухо ребенка вставляется датчик, который передает специальные звуковые сигналы. Микрофон датчика регистрирует ответ улитки на эти сигналы. Анализ записанных сигналов позволяет установить факт нарушения слуха. Если такой факт установлен, проводится исследование слуха при помощи анализа слуховых вызванных потенциалов.

При этой диагностике в ухо ребенка подается звуковой сигнал определенной интенсивности. Данный метод позволяет оценить степень нарушения слуха у ребенка. Для последующего уточнения диагноза используются такие методы, как метод акустической импедансометрии (применяется для выявления разрыва цепи слуховых косточек, наличия жидкости в барабанной полости, нарушения функции слуховой трубы) и тимпанометрия — этот метод позволяет, например, установить наличие воспалительных процессов в среднем ухе.

ЭКСПРЕСС-ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Вы всегда должны следить за тем, как Ваш ребенок реагирует на звуки. Конечно, отсутствие реакции может указывать всего лишь на отсутствие внимания. Но если такое

поведение повторяется регулярно — это может свидетельствовать об определенных нарушениях слуха. Ответ "ДА" на ниже перечисленные вопросы свидетельствует о нормальном развитии слуха у малыша.

1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?

2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?

3. Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?

4. Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?

5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

7. Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 месяцев?

8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?

9. Замечаете ли вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?

10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?

11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление новых звуков и каких?

Так, в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, пробуждает ли спящего ребенка неожиданный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положительный ответ предполагает наличие нормального слуха.

У 4 — 7-месячных детях выясняют, делают ли они попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер их голоса.

В 7—9 месяцев родители могут охарактеризовать способность ребенка определить источник звука.

В возрасте 9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, касаются особенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слышать, не видя говорящего, а также каковы его ответные звуки, словарный запас.

Наличие факторов риска по тугоухости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления ребенка для аудиологического обследования (исследования слуха). Раннее выявление нарушений слуха и своевременное проведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.